«Карнавальная ночь»: Как снималась любимая комедия миллионов
Новый год без старых добрых советских комедий – не Новый год. Фильмов, которые являются мало не обязательными для этого праздника довольно много, но одной из самых любимых для миллионов граждан бывшего СССР является «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. В свет она вышла в 1956 году, и, вот уже 61 год, картина остается любимой историей, которая веселит нас в новогодние праздники. Как же она снималась?
Начало
В 1955 году Рязанов закончил съемки фильма «Весенние голоса» и был полон желания начать работу над новой лентой «Встречи на Камчатке». Молодой режиссер подал заявку на него, но руководство предложило взять в работу комедию по сценарию В. Полякова и Б. Ласкина. Эльдар же хотел снять драму и ответил отказом. Тем не менее руководство настояло на своем.
Сценарий Полякова-Ласкина режиссеру не понравился, но выбора не было, и он приступил к работе. Сам Рязанов считал, что самая важная роль в фильме принадлежит бюрократу Серафиму Ивановичу Огурцову. Этот образ как нельзя лучше позволял придать ленте нотки сатиры и отобразить злободневную направленность. На роль пробовалось много актеров, и первыми кандидатом был Петр Константинов. Но директор «Мосфильма» Пырьев настоял на том, что данную роль должен играть только Игорь Ильинский.
Молодой режиссер переживал, что знаменитый актер кино и театра Ильинский начнет навязывать ему свои решения. Пока актер изучал сценарий, Рязанов в тайне молил, чтобы тот отказался от роли. Как вспоминал сам Рязанов, он продумал свою модель поведения со знаменитым актером, но, к глубокому удивлению, Ильинский вел себя деликатно, скромно и никак е показывал своего превосходства. Актер с большим уважением отнесся к режиссеру, и они быстро нашли общий язык.
Роль Огурцова в ленте остросатирическая, похожа на роль Бывалова из фильма «Волга-Волга». Чтобы избежать самоповтора, Рязанов предложил играть чиновника новой формации: активного, инициативного, без панибратства. То есть это персонаж с чертами положительного героя, которого нужно было показать в сатирическом русле.
Героиня Людмилы Гурченко
Игорь Ильинский прекрасно сыграл своего героя, но все зрители главной героиней посчитали Лену Крылову (сыграла Гурченко). В картину она попала, можно сказать, случайно. Да, девушка пробовалась на роль, и даже лично пела песню на пробах, что в то время было редкостью. Но снимал ее пробы помощник оператора, и сделал это неудачно – случайный костюм, не поставленный кадр. В результате Гурченко даже не рассматривали как кандидата.
Здесь опять вмешался случай, в лице директора «Мосфильм». Однажды он шел по коридору и в толпе девушек увидел молодую озорную 20-летную девчушку. Она шла вприпрыжку, смеялась, корчила проходящим гримасы. Подойдя к ней, он остановил Людмилу и спросил где мог ее видеть. На что она с харьковским акцентом сказала: «Та шо там! На пробах у Рязанова!». Пырьев взял ее за руку, отвел в павильон где шла съемка картины и сказал опытному оператору нормально снять ее пробы. В итоге она была принята на роль, а образ девушки с талией 48 см, легкой химической завивкой стал эталоном красоты в СССР.
Процесс съемки
Весь процесс съемок Пырьев (директор) контролировал лично и заставлял снимать заново, неудачные, по его мнени, эпизоды. Например, эпизод первой встречи с Огурцовым переснималась трижды. За удачные же сцены он не стеснялся хвалить молодого режиссера. Помимо этого, он регулярно давал важные советы о темпе и ритме комедии, лично прослушивал всю музыку.
Режиссер, в сотрудничестве с художниками О. Гроссе и К. Ефимовым по-новому подошел к организации рабочего пространства. Вся съемка проводилась не в павильонах, а в интерьерах. Так как съемки проводились летом, и большинство театров поехали на гастроли, то большая половина ленты снималась в Театре Советской Армии.
Многие сцены появились в результате импровизации. Например, знаменитый эпизод с лектором астрономии, который рассказывал о жизни на Марсе. В то время популярным было Общество по распространению научных и политических знаний, и среди его лекторов было не мало халтурщиков, готовых говорить что угодно, лишь бы за это заплатили. Так что образ такого лектора возник само собой.
Фильм был создан всего за 5 месяцев. Практически полностью снятый фильм просматривали трое: Рязанов, Ильинский и Гурченко. По окончанию просмотра Игорь Владимирович сказал Людмиле, что пускай готовится к популярности.
Выход картины
«Карнавальная ночь» нигде не рекламировалась, он просто тихо появилась в кинотеатрах 28-го декабря 1956 года. И она была обречена на успех: новогоднее настроение, карнавал, песни, шутки, танцы, обаятельные актеры. Так же в самом фильме отлично выдержан темп, номера не надоедают, грамотно переплетаются с злоключениями Огурцова.
Фильм получал похвалы как от зрителей, так и от критиков. В общей сложности его посмотрело 50 миллионов человек. С тех пор он стал любимой комедией, без которой не обходится ни один Новый год.