Внимание! Опасность!

По нашим данным в ближайшие несколько дней ожидается удар по Москве (не кораблю!).

Это могут быть как ракеты от ВСУ (ПВО РФ абсолютно неспособно их сбивать, как показали последние события), так и организованные ФСБ "хлопки".

Мы не знаем точных дат и организаторов, но точно что-то затевается и будет жарко.

p.s. Наши прошлые прогнозы насчет Брянской области и Белгорода подтвердились

Призываем к срочной эвакуации!

Серж Лифарь – украинский гений французского балета

19 февраля 2019 г. 11:04
Серж Лифарь

Родившийся в предместье Киева, Сергей Лифарь, стал одним из самых выдающихся артистов балета XX века. Он вынужден был покинуть родину еще молодым человеком и прославился за пределами Украины. Его называли богом танца, ему рукоплескали восторженные зрители по всей Европе. Среди его друзей были Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Коко Шанель и Шарль де Голь, который предложил Лифарю стать гражданином Франции. Но от этого предложения артист отказался, заявив: «Я украинец и этим горжусь». Но на родине в Украине ему удалось побывать только один раз в самом конце своей жизни.

Рождение и происхождение Сергея Лифаря

Официально считается, что Сергей Лифарь родился в 1904 году. Но в действительности, он появился на свет в 1905-ом году в предместье Киева, Пирогове или же Вите Литовской

В метрической книге села Пирогова, где находилась единственная в окрестностях церковь, есть запись о его рождении 20 марта и крещении 10 апреля 1905 года

Всего в семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства, помощника лесничего Трипольско-Витянского лесничества Михаила Яковлевича Лифаря и его жены Софьи Васильевны Марченко (дочери богатого землевладельца) было четверо детей-погодков. У Сержа были сестра Евгения (1903-1968) и два брата: Василий (1904-1982) и Леонид (1906-1982). Семья Лифарей имела глубокие казацкие корни. А еще в роду существовала легенда об их далеких предках, отважных всадниках, пришедших в Украину из сказочной Индии. В семье верили, что именно от этих неизвестных всадников и ведет род Лифарей, из которого вышло немало храбрых воинов. В последствии Сергей Михайлович вспоминал, что его дед, который жил в Каневе, рассказывал о героическом прошлом их предков и показывал маленькому Сереже «пожелтевшие выцветшие грамоты с восковыми печатями, которыми награждали Лихварей украинские гетманы и кошевые атаманы большого Войска Запорожского».

Интересно, что «лихфварями» на Украине называли людей дающих денег в долг под большие проценты. Слово «лихва», как раз и означает чрезвычайно высокий процент за взятые в долг (в ссуду) деньги. Отсюда и пошло выражение – «вернуть с лихвой», то есть вернуть с большой прибавкой.

Первые упоминания о лихварстве в Украине связаны с князем Мономахом, которого киевляне пригласили княжить после смерти Святополка. Начав править в Киеве, Владимир Мономах значительно ограничил лихварство. Лихварство было распространено среди представителей разных слоев населения. Больше всего им занимались армянские и еврейские купцы, часто специализировались в этой области. Нередко в качестве кредитных контор выступали католические костелы и монастыри, православные братства, а также отдельные зажиточные украинцы. Скорее всего кто-то из далеких предков Сергей Лифаря тоже был ростовщиком и от него пошел род Лихфварей-Лифарей.

Серж Лифарь и родители

Детство и увлечение танцами

С 1911 года семья Лифарей осела в Киеве. Сергей вместе со старшим братом начал учиться в подготовительном классе 1-й Киевской гимназии, через год был принят на обучение в Императорскую Александровскую Киевскую гимназию. Сергей Лифарь от природы был наделен тонким музыкальным чутьем. Параллельно с учебой в гимназии он пел в церковном хоре Софийского собора под руководством регента Я. Калишевського, посещал занятия в Киевской консерватории по классу фортепиано и скрипки, обучаясь у профессора Воячека. Одновременно молодой Сергей Лифарь заинтересовался и театром, но родители, наблюдая очевидные музыкальные успехи сына, не одобряли это его увлечение. Но позже отменили запрет и разрешили посещать сыну Киевский драматический театр и оперу.

В смутное время революции и гражданской войны, когда Киев постоянно переходил из рук в руки различных воюющих сторон, Сергею пришлось на время прервать свои занятия.

В 1919 году, когда в усадьбах стало опасно жить из-за грабежей и разбоев, семья Лифарей переселилась в дом возле Софиевской площади. Тогда это был дом номер 7 на улице Ирининской. Позже - номер 3-а (нумерация периодически менялась, но числа оставались нечетными). Чтобы хоть как-то прокормиться в эти годы, Сергей с отцом Михаилом Яковлевичем и братом Леонидом нанимались рубить или пилить дрова.

Но как-только жизнь более или менее наладилась, Сергей снова вернулся к своему увлечению танцами и в возрасте 17-ти лет стал заниматься в частной балетой студии «Школа движения» Брониславы Нежинской, сестрой известного танцовщика Вацлава Нижинского. Именно встреча с Нежинской и стала для молодого артиста переломным моментом в его жизни.

Серж Лифарь с братьями и сестрой

Эмиграция и признание

В 1921 году Нижинская эмигрировала за границу и начала работать в Париже «Русском балете Дягилева» (Ballets russes) в качестве хореографа. Обосновавшись во Франции Нежинская отправила приглашение в Советскую Украину группе своих бывших учеников. Лифарь был одним из тех, кто откликнулся на призыв своей учительницы. В 1922 году он нелегально перешел границу и через Варшаву в январе 1923 года добрался до столицы Франции. Но прежде чем начать блистать на французской сцене Лифарь еще некоторое время обучался у известного итальянского педагога, балетмейстера и виртуозного танцовщика Энрико Чекетти, среди учеников которого были такие выдающиеся артисты балета как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, и другие.

После обучения у Чекетти, Лифарь был принят в труппу Сергея Дягилева, где очень скоро стал одним из ведущих артистов. Уже в 1925 Лифарь танцевал ведущую партию Борея в балете В. Дукельського «Зефир и Флора", в следующем сезоне - Принца в «Лебедином озере» в 1929 году - главную партию в «Блудном сыне» Сергей Прокофьева. Именно после фантастического триумфа в роли Блудного сына в одноименном балете Прокофьева, Аполлона и Ивана Царевича Дягилев скажет: «Лифарь ждет собственной удобного случая, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета».

После смерти в 1929 году Сергея Дягилева именно 24-летнему Лифарю предложили возглавить балетную труппу «Гранд-Опера». И тогда восторженная публика смогла оценить не только талант Лифаря-танцовщика, но и Лифаря-хореографа. Как балетмейстер он дебютировал с постановкой новой версии «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана» Игоря Стравинского. 1932 Лифарь поставил свой первый лирический балет «На Днепре». Вскоре балетная труппа "Grand Opera" стала одной из ведущих в Зап. Европе. А в1935 году поставил балет Артюра Онеггера «Икар», образ героя которого стал олицетворением самого Лифаря.

Более 30 лет Серж Лифарь отдал театру «Гранд-Опера», был его солистом, хореографом, педагогом. Фактически он возродил французский балет, его репертуар, труппу, его школу и славу, став основоположником нового направления в балете – «неоклассицизма». Современники, восхищаясь талантом украинского артиста, называли его «богом танца», «добрым гением балета XX века».

Родители Сергея Лифаря остались в Украине и никогда не видели выступлений сына на сцене и его хореографических постановок. О местах гастролей им рассказывали присланные Сергеем открытки с видами европейских городов. Но даже этими «весточками» Сергей подвергал своих родных нешуточной опасности.

Особый отдел ОГПУ постоянно присматривал за семьей Лифарей в Киеве, заведя на них даже специальное дело - «Артисты». Ведь кроме Сергея, все остальные дети Лифарей тоже эмигрировали за границу, а в 30-е годы прошлого века расстреливали и не за такое.

Мама Сергея Софья Васильевна умерла в 1933 году. Отец, Михаил Яковлевич, в 1939 году женился вторично на Марии Михайловне Дяченко (родной сестре известного киевского архитектора Дмитрия Дяченко, автора 8-и Корпусов Украинской сельскохозяйственной академии, умершего впоследствии в сталинских лагерях.). Известно, что вскоре после свадьбы супругов выселили из квартиры на Ирининской улице и они жили в полуподвальчике на Софиевской площади.

Серж Лифарь и балет

Дружба с Коко Шанель

Серж Лифарь был очень общительным человеком. Он был настоящей звездой парижского бомонда, дружил с Полем Валери и Миссией Серт, Жаном Кокто и Тристаном Бернаром, Пабло Пикассо и Коко Шанель, с которой поддерживал теплые отношения на протяжении многих лет. Шанель была в восторге от русского балета Дягилева, она шила костюмы для его постановок. А последние дни жизни Дягилева проводила бессонные ночи у его постели После Смерти Дягилева, Лифарь занял не только его место в балетной труппе, но и в сердце Коко Шанель, которая позже сказала: «Он всегда меня смешил — то, что многие мужчины уже забыли, как делать. Когда он видел, что я грустна, он начинал рассказывать кучу историй о своем детстве в России, о своих родителях. Он настоящий русский: посмотрите только, как он пьет свой чай, предварительно положив в рот кусочек сахара».

После смерти Коко Шанель, Серж Лифарь регулярно навещал ее могилу в Лозанне, возлагая букеты белых цветов.

Серж Лифарь и Коко Шанель

Вторая мировая война и сотрудничество с нацистами

После начала Второй мировой войны и оккупацией немцами Франции, Лифарь остаётся в Париже, где продолжает работать. В этот период он создаёт такие балеты, как «Ромео и Джульетта» и «Сюита в белом». Лифарь проявлял несомненную лояльность и симпатию к немецким властям. По специальному приглашению Геббельса он ездил в Берлин, где от имени «французского искусства» принимал участие в обсуждении вопросов организации зрелищ в новой Европе. А когда Гитлер прибыл в Париж, Лифарь устроил ему и сопровождающим фюреру лицам экскурсию по зданию парижской Оперы.

Будучи ярым антикоммунистом, Серж Лифарь приветствовал нападение фашистской Германии на СССР, а после взятия Киева даже отправил Гитлеру приветственную телеграмму. Правда позже он искреннее раскаялся в н, с горечью оправдываясь: «Но я же не знал, что немцы будут так зверствовать!..»

За сотрудничество с немецкими оккупационными властями французское Движение Сопротивления в Лондонe обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Поэтому после освобождения Парижа, Лифарь был вынужден покинуть Францию. В 1944-1947 годах он возглавлял труппу «Новый балет Монте-Карло». После окончания Второй мировой войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» пересмотрел «дело Лифаря» и отменил предъявленные ранее обвинения. Лифарь смог вернуться в Париж, где снова работал в Опере. Но спустя десять лет, в 1958 году был уволен из театра. Не помогло даже заступничество Шарля де Голля, большого поклонника таланта Лифаря.

Возвращение на родину

Украина, Киев до конца жизни остались светлой мечтой Лифаря. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», - говорил он.

На предложение Шарля де Голля получить французский паспорт Лифарь ответил: «Искренне благодарен, господин президент, за Ваше предложение. Но я никогда не был и не буду французом, потому что я украинец и родина моя Украина». Уже будучи уволенным из театра, он однажды пришел к Гранд-Опера в вышиванке, а потом поделился заветной мечтой: «Мечтаю вернуться в Украину. Однако дома меня, к сожалению, никто не знает, а во Франции – забыли.

Свой родной Киев Лифарь смог посетить лишь однажды в 1961 году, уже после смерти Сталина, который так и не смог простить артисту той «злополучной» телеграммы. В Киеве Лифарь встретился со второй женой своего отца Марией Михайловной и был очент приятно удивлен, когда ему показали те самые открытки, которые он присылал в Украину в 30-х годах и которые хранились в семье как самые дорогие реликвии.

Имя Лифаря вернулось в Украину лишь в середине 1990-х годов. Именно тогда вдова маэстро Лиллан Алефельд-Лаурвиг, с которой они прожили около 30 лет, передала часть его богатейшей коллекции книг отделу искусств Публичной библиотеки имени Леси Украинки. Среди другух уникальных реликвий, переданных Лилианой Украине, были орден Почетного легиона, «Золотой башмачок», украшенный бриллиантами, работы Пикассо и Шагала, скульптурные портреты самого Лифаря работы скульптора Бельмондо – родного отца актера Жана-Поля Бельмондо.

Вклад Сергея Лифаря в мировое искусство

В общем Лифарь поставил в «Гранд-Опера» более 200 балетных спектаклей, воспитал 11 звезд балета. В 1947 основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 вел курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.

Еще при жизни Сергей Лифарь был удостоен множества наград от различных государств. Он был кавалером высших наград Франции: ордена Почетного легиона и ордена Литературы и искусства, обладателем высшей награды балета - «Золотой туфельки» и премии «Оскар», награждён Золотой медалью города Парижа. А сегодня его имя носит один из репетиционных залов в Гранд-Опера.

Умер Лифарь в Лозанне 15 декабря 1986 года после тяжёлой болезни. Гроб с его телом по личному указанию президента Франции Франсуа Миттерана провезли через весь Париж и предали земле на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. «Серж Лифарь из Киева» - такую надпись распорядился сделать на своей могиле прославленный балетмейстер французской Национальной оперы.

Серж Лифарь - могила
Семейные истории

Комментарии

Комментариев еще нет. Будьте первыми

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти